ЧТО БОЛЬШЕ ВСЕГО ЦЕНИТ МОЛОДЁЖЬ?

Общие статьи

В последнее время часто приходится слышать о том, что происходит утрата духовно-нравственных идеалов и ценностей среди молодёжи. В условиях динамично меняющегося общества это актуально: от того, к чему стремятся молодые люди, каковы у них идеалы, во многом зависит будущее страны. Ведь известно, что потеря человеком жизненных ориентиров часто используется различного рода экстремистами и оппозиционными силами для решения деструктивных задач. Этим проблемам я посвятил своё исследование «Ценностные ориентиры современной молодёжи». Мне было интересно получить информацию о том, что играет определяющую роль в жизни подростков на примере старшеклассников школы села Новая Отрадовка.
Всего было опрошено 34 ученика. При составлении социологического опроса была использована классификация ценностей В.П.Тугаринова. Были выделены следующие группы ценностей: экономические (материальная обеспеченность, высокая зарплата); социальные (семья, интересная работа, карьера, престиж); политические (власть); духовные (образование, патриотизм).
И вот что получилось. В качестве наиболее значимой ценности молодёжь выбирает профессиональное высшее образование, считая, что благодаря диплому вуза они смогут обеспечить себя материально, сделать карьеру. 31,25% учащихся 10 класса и 25% – 11 класса сказали, что им интересен сам процесс обучения в высшем учебном заведении. Если говорить о работе, к которой стремятся подростки, то она должна быть интересной, а 50% одиннадцатиклассников на первое место ставят при выборе профессии высокую заработную плату.
Ребята придают большое значение образованию в современном обществе, и своё будущее (материальное благополучие, карьерный рост) во многом связывают с получением востребованной профессии. При этом создать собственный бизнес хотели бы немногие.
Большее количество ребят мотивировано на карьеру (особенно учащиеся 11 класса), интересную работу, высокую зарплату. В основном молодые люди своё будущее связывают с Россией, тем самым проявив патриотические чувства (50% в 10 классе и 75% – в 11 классе). Это хороший показатель, если учесть, что в 90-х годах XX века происходила массовая утечка высокообразованных специалистов за рубеж. Видимо, это связано с тем, что российское общество стало экономически и политически более стабильным. Хотя среди опрошенных есть и такие, которые не исключают возможности попытаться реализовать себя в других странах. 31% молодёжи своё будущее и благополучие больше связывают с жизнью в другой стране, а некоторые (19% и 25% соответственно) пока не определились по этому вопросу.
Если говорить о честолюбивых устремлениях юношей и девушек, то стоит отметить, что любимое дело и материальная обеспеченность привлекают значительно больше, чем власть и слава, – к ним в своих ответах учащиеся показали полное равнодушие.
Удовлетворённость жизнью не сводится только к получению образования и карьерному росту. Бесспорной ценностью для молодёжи остаётся семья – для 75% учащихся 10 класса и 87,5% – 11 класса.
Социологический опрос показал: жизненные ориентиры молодёжи формируются больше под влиянием семьи и средств массовой информации и только потом – школы и сверстников. Хорошо, что основная часть старшеклассников нашей школы выбирает правильные ориентиры в жизни и не подвержена негативным влияниям в плане духовного развития. Во многом это благодаря сохранению семейных традиций – 52,5% учащихся назвали семью основным институтом формирования ценностей. Возможно, это субъективная оценка, так как социологический опрос охватил лишь небольшую часть молодёжи, которая обучается только в данной школе.

Дмитрий ЩУЧКИН, ученик 10 класса школы с. Новая Отрадовка

0
85


0
Оставить комментарий